В понедельник Иран объявил, что приговорил к смерти гражданина США, имеющего также иранский паспорт, обвинив его в шпионаже в пользу ЦРУ. Решение суда дало новый повод для осложнения отношений между Тегераном и Вашингтоном, после того как Иран ответил на новые санкции США военными угрозами.
Иранский революционный суд в понедельник объявил через национальные СМИ, что Амир Мирза Хекмати приговорен к смертной казни. Ему вменяются в вину сотрудничество с враждебной страной, работа на ЦРУ и попытки вовлечь Иран в террористическую деятельность.
Бывший американский морской пехотинец, 28-летний Хекмати был арестован в декабре.
Хекмати заявил, что прошел подготовку на американских базах в Ираке и Афганистане, после чего был направлен в Иран, якобы для занятия шпионской деятельностью. Его семья говорит, что он поехал к проживающим в Иране родственникам.
В декабре Хекмати появился на экранах иранского телевидения. Говоря на смеси английского и фарси, он заявил, что является агентом ЦРУ, направленным в Иран с заданием внедриться в иранскую разведку. По его словам, он прошел языковые курсы и специальную разведывательную подготовку.
В Белом доме в понедельник заявили, что обвинения Хекмати в шпионаже беспочвенны. Вынесенный ему приговор вызвал тревогу среди экспертов по Ирану в США.
Мансур Фарханг был первым послом Ирана в ООН после иранской революции. Сегодня он – профессор международных отношений в Колледже Беннингтон в штате Вермонт.
«В Иране нет независимого суда, – говорит он. – Судебные решения в отношении политических заключенных абсолютно политически мотивированы. В данном случае мы имеем судебный процесс, на который не был допущен ни один журналист. Мы даже не знаем, был ли у Хекмати адвокат, защищавший его. Единственное свидетельство в пользу заявлений властей, что Амир Хекмати был американским шпионом – это его признание, переданное по телевидению».
Между тем, напряженность между Ираном и Западом возрастает.
Вашингтон считает, что Иран работает над созданием ядерного оружия. Тегеран настаивает на том, что его ядерные амбиции носят исключительно мирный характер. ЕС и США ужесточают санкции на поставки иранской нефти. В ответ Тегеран пригрозил заблокировать Ормузский пролив, через который пролегает самый важный маршрут мировых нефтеперевозок.
С учетом этого, Фарханг задается вопросом, зачем Хекмати нужно было ехать в Иран?
«Он пошел на риск, что, на мой взгляд, было совершенно неоправданно, – говорит он. – Я не могу представить, чтобы такого человека, как он, взяли в разведку. Американское правительство знает, что любой американец с двойным гражданством, который получает визу в Вашингтоне и направляется в Иран, будет под постоянным наблюдением».
Казнь Хекмати все еще может быть заблокирована верховным судом Ирана, в чью компетенцию входит утверждение всех смертных приговоров. Однако Дрюери Дайк из лондонского отделения правозащитной организации «Международная амнистия» (Amnesty International) не проявляет оптимизма по этому поводу.
«Едва ли прозрачности и справедливости в этом деле будет больше, если никакой прозрачности нет сейчас, – говорит он. – Поэтому у нас очень мрачные предчувствия».
Правительство США, потребовавшее немедленного освобождения Хекмати, заявило, что будет следить за развитием событий.